Предписывающий дорожный знак «Движение прямо» указывает (предписывает) конкретное направление движения, и обязанность водителя – следовать этому предписанию.

В этом смысле, предписывающие знаки очень похожи на запрещающие. Запрещающие вводят негативный режим регулирования (отрицание – «нельзя»), а предписывающие – позитивный режим регулирования («должен», «обязан»).

Знак 4.1.1 «Движение прямо» — один из самых коварных дорожных знаков. Курсанты автошкол и начинающие водители, не разобравшиеся в квалификации знака, рискуют совершить ошибки при проезде обозначенных им участков дорог.

Сложность понимания принципов действия знака «Движение прямо» связано с тем, что он имеет два – принципиально отличных друг от друга — способа установки. В зависимости от них различаются и зоны действия знака, и его требования по отношению к водителям транспортных средств.

Рассмотрим первый — самый простой — способ установки знака «Движение прямо». Знак, установленный перед пересечением проезжих частей, распространяет свое действие только на указанное пересечение.

В данном случае знак «Движение прямо» предписывает единственно возможный вариант движения на данном пересечении проезжих частей — только прямо. Однако после проезда этого пересечения он перестает «работать».

Весьма важным вопросом представляется  четкое уяснение зоны действия знака. Он действует на пересечении проезжих частей. Именно на пересечении, а не на перекрестке. Дело в том, что перекресток может быть образован и несколькими пересечениями проезжих частей.

В этом случае знак «Движение прямо» будет действовать только на ближайшее пересечение проезжих частей.

На прочие же пересечения перекрестка знак свое действие не распространяет.

Кроме того, выезд с прилегающей территории, являясь пересечением, не считается перекрестком. Поэтому зона действия знака будет распространяться только на данное пересечение.

Следовательно, установка знака «Движение прямо» перед пересечением проезжих частей приводит к «простому» его действию, требующему только прямолинейного движения на данном пересечении.

А вот второй способ установки знака – более сложен и должен заслуживать оценки  «коварный». Согласитесь, что знак «Движение прямо» может выставляться и просто посреди дороги или, как говорят Правила, в начале участка дороги.

В данном случае зона действия знака будет распространяться до ближайшего по ходу следования перекрестка.  Именно «до перекрестка», то есть на перекрестке знак уже не будет «работать».

И теперь – самое главное. Знак «Движение прямо» до следующего перекрестка будет категорически запрещать поворот налево, разворот. Он будет требовать прямолинейного движения. Но при этом, в качестве бонуса, водителю разрешается повернуть («прошмыгнуть») направо во дворы или иную прилегающую территорию.

Иными словами, знак в его «коварном» выражении выставляется для запрещения поворота налево и разворота до ближайшего по ходу следования перекрестка.

Для чего? Зачем? Почему?

Именно так отреагирует пытливый ум, которому мало сухих строчек правовых норм. А ответ очень прост. Данный способ установки знака применяется на узких участках дорог, на участках  с интенсивным встречным движением или на тех участках, где есть реальная опасность при совершении маневров, связанных с левым поворотом и, тем более, разворотом.

Например, выполняя подобные маневры на узкой дороге, водителю приходится уступать дорогу ТС, идущим со встречного направления. Это, в свою очередь, может привести к пробке или затору.

А про интенсивное движение и потенциально опасные участки и говорить не приходиться; здесь левый поворот и разворот исключаются по соображениям безопасности дорожного движения.

 

Разрешенный же поворот направо на прилегающую территорию (дворы, АЗС, стоянки и пр.) не должен вызывать сомнений. При повороте направо траектория движения транспортного средства не пересекается с траекториями движения встречных автомобилей. Даже при большом желании -  затора за данным транспортным средство не образуется.

Подведем итог рассмотрения второго – «коварного» — способа установки предписывающего знака «Движение прямо».

  1. Знак выставляется не на пересечении, а посреди дороги (в начале участка дороги, который он сам собою и формирует).
  2. Знак будет действовать до следующего перекрестка.
  3. Знак будет запрещать разворот и поворот налево во дворы и другую прилегающую слева территорию, но будет разрешать аналогичные повороты направо.

Таким образом, каждый водитель, прежде чем начинать действовать по знаку «Движение прямо», должен четко разграничить два – «простой» и «коварный» — случая установки данного знака и помнить, что они отличаются:

во-первых, местом установки знака  — перед пересечением («простой» способ) или в начале участка («коварный» способ);

во-вторых, зоной действия знака – только на пересечении («простой») или до ближайшего по ходу движения перекрестка («коварный»);

в-третьих, разрешенными направлениями движения – только прямо («простой») или прямо и на прилегающую справа территорию («коварный»).

И напоследок – еще пара замечаний.

Во-первых, водитель должен быть готов к тому, что знак «Движение прямо» может повстречаться и на левой стороне дороги или разделительной полосе. Это делается исключительно для своевременного информирования о вводимом режиме регулирования. А при большом количестве полос на проезжей части Правила позволяют вывешивать знак над крайней левой полосой.

И, во-вторых, знак «Движение прямо» могут игнорировать водители маршрутных транспортных средств. Он делает для них исключение.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Поделиться: