5.2.1. Опасные участки (отрезки) автодорог обозначаются предупреждающими знаками, содержащими сведения о виде возможного риска. Знаки данного типа размещаются перед соответствующим участком (в большинстве случаев – на некотором отдалении), чтобы дать водителю возможность подготовиться к реагированию именно на данный вид риска.

5.2.2. Предупреждающие знаки размещаются: за 150 – 300 метров до опасного отрезка автодороги вне поселений, за 50 – 100 метров – в поселениях (место монтажа определяется возможностью монтажа, условиями видимости, скоростным режимом и пр.). Настоящее правило не относится к знакам 1.3.1 – 1.4.6, 1.34.1 – 1.34.3.

Предупреждающий знак может быть размещен вне указанных диапазонов, тогда он сопровождается табличкой 8.1.1.

5.2.3. Если отрезок автодороги характеризуется повышенным риском, или до него имеются объекты, способные отвлечь внимание водителя, может быть размещено несколько однотипных предупреждающих знаков.

Если перед опасным отрезком автодороги (за 20 – 150 метров вне поселений и за 20 – 50 метров в поселениях) находится перекресток, то второй однотипный знак (с табличкой 8.1.1) может быть размещен между ними. Настоящее правило не относится к знакам 1.4.1 - 1.4.6, но обязательно для знаков 1.1, 1.2, 1.5, 1.9, 1.10.

Если от перекрестка до опасного отрезка не более 20 метров, то второй однотипный знак (с табличкой 8.1.3 или 8.1.4) может размещаться на пересекающейся автодороге за 50 – 60 метров до перекрестка.

5.2.4. Для ряда знаков установка нескольких экземпляров обязательна и без отвлекающих внимание объектов (в т.ч. перекрестков): знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.21 – только вне поселений; всегда – знаки 1.23 и 1.25. Вне поселений дублирующий знак монтируется за 50 – 100 метров до опасного отрезка. В поселениях правила размещения повторных знаков сложнее, и описаны в 5.2.25 и 5.2.27.

5.2.5. Железнодорожные переезды помечаются знаками 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (в зависимости от его технического обеспечения). На автодороге, имеющей более одного ряда в каждом направлении, размещается более одного однотипного знака. На более узких автодорогах дублирование осуществляется, если переезд заметен только вблизи: вне поселения – при подъезде ближе 300 метров, в поселениях – ближе 100 метров.

Группа из нескольких переездов, отстоящих друг от друга менее, чем на 50 метров, обозначается одним знаком, размещенным до всей группы. Если переезды удалены на большее расстояние – знак размещается перед каждым.

5.2.6. Железнодорожные переезды, не оснащенные шлагбаумами, обозначаются знаками 1.3.1 «Однопутная железная дорога» или 1.3.2 «Многопутная железная дорога» (при одном или более путей, соответственно). Если переезд не имеет светофора, знак размещается за 6 – 10 метров до ближайшего рельса. Если светофор есть – на его опоре.

5.2.7. Железнодорожные переезды вне поселений обозначается знаками 1.4.1 – 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» с учетом следующих правил.

Автодорога должна иметь более двух рядов в каждом направлении, или же переезд заметен только при подъезде ближе 300 метров.

Относительно автодороги знаки 1.4.1 – 1.4.3 располагают справа, знаки 1.4.4 – 1.4.6– слева.

Знаки данной группы связаны со знаками 1.1 или 1.2: знаки 1.4.1 и 1.4.4 монтируются на опоре первого из встречаемых водителем знаков (1.1 или 1.2), ниже него. На опоре повторного знака, ниже него – знаки 1.4.3 и 1.4.6. На равном удалении от этих опор, посередине – знаки 1.4.2 и 1.4.5. Высота их монтирования – такая же, как у других знаков данной группы.

5.2.8. Пересечение автодороги рельсами трамваев помечается знаком 1.5 «Пересечение с трамвайной линией»: если пересечение не на перекрестке – в любом случае, если на перекрестке или площади – когда видимый отрезок трамвайной линии не превышает 50 метров.

5.2.9. Знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» размещают перед пересечением автодорог, имеющих равный приоритет, если с каждой из автодорог перекресток видно менее, чем за 150 метров вне поселений и 50 метро в поселениях. Также размещение данного знака позволяет отменить правила, определенные знаками приоритета.

5.2.10. Перекрестки, обозначенные знаком 4.3, вне поселений также помечаются знаком 1.7 «Пересечение с круговым движением». В поселениях аналогичные перекрестки помечаются знаком 1.7, если видимость на них не более 50 метров и / или они освещается исключительно естественными источниками.

5.2.11. Вне поселений места размещения светофоров (кроме мест пересечения железнодорожных путей) помечаются знаком 1.8 «Светофорное регулирование». Внутри поселений знак размещается только, если светофор не виден участникам движения далее, чем 100 метров, или он является первым для въехавшего в поселение водителя.

5.2.12. Нерегулярные переправы в виде разводного моста, парома обозначаются знаком 1.9 «Разводной мост».

5.2.13. На подъезде к любому берегу водоемов (огороженному, неогороженному, набережной) размещается знак 1.10 «Выезд на набережную».

5.2.14. Повороты, характеризующиеся повышенной степенью риска, помечаются знаками 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот». Опасность поворота определяется не только непосредственно изгибом автодороги, но и части автодороги до него. Знак необходим: если отношение скорости при прохождении изгиба и предыдущего отрезка не более 0,6; а также если двигающийся навстречу транспорт на средней скорости предыдущего отрезка не будет замечен на минимальном для безопасного движения расстоянии (таблица 3).

5.2.15. Группа поворотов, между которыми не более 300 метров и как минимум один из них характеризуется повышенной степенью риска (по 5.2.14), обозначаются знаками 1.12.1 и 1.12.2 "Опасные повороты". Когда поворотов хотя бы три – знак сопровождаются табличкой 8.2.1.

Расстояние между поворотами высчитывается от концов искривленных отрезков.

5.2.16. Наклонные отрезки автодорог (спуски, подъемы), характеризующиеся высокой степенью риска, обозначаются знаками 1.13 "Крутой спуск" и 1.14 «Крутой подъем». Спуск (подъем) признается рискованным, если:

- длина наклонного отрезка автодороги в соотношении к имеющемуся уклону слишком большая (исходя из таблицы 4);

- если в самой верхней или нижней точке наклонного отрезка автодороги нет возможность обнаружения встречного транспорт до сближения с ним на минимальное для соблюдения безопасного движения расстояние (исходя из средней скорости на отрезке до изгиба автодороги по таблице 3).

В группе близкорасположенных наклонных отрезков дороги знаки могут размещаться в самом начале каждого наклонного отрезка без таблички 8.1.1.

Таблица 4

Минимальная длина участка дороги на уклоне при установке знаков 1.13 и 1.14 в зависимости от величины уклона

5.2.17. Части автодорог, на которых уложено покрытие, имеющее коэффициентом сцепления менее, чем 0,4, помечаются знаком 1.15 "Скользкая дорога" (коэффициент определяется по ГОСТ 30413).

5.2.18. При наличии дефектов в дорожном полотне, препятствующих передвижению с максимально допустимой на данной части автодороги скоростью, обозначаются знаком 1.16 "Неровная дорога".

5.2.19. Неровность (или группа неровностей, удаленных друг от друга не далее, чем на 100 метров), организованная специально для принуждения к снижению скорости, устанавливается знак 1.17 "Искусственная неровность".

5.2.20. Части автодорог, на которых существует опасность вылета мелких твердых объектов из-под движущегося транспорта, обозначаются знаком 1.18 «Выброс гравия».

5.2.21. Отрезки автодорог, имеющие обочины в ненадлежащем состоянии (согласно ГОСТ Р 50597), обозначаются знаком 1.19 "Опасная обочина".

5.2.22. Отрезки автодорог, характеризующиеся существенным сужением отведенной для проезда транспорта части автодороги, помечаются знаками 1.20.1-1.20.3 "Сужение дороги". Вне поселений таковым считается: уменьшение проезжей части не менее, чем на 0,5 метров, а на мостах и в тоннелях – отсутствие расширения. В поселениях таковым считается: уменьшение проезжей части более чем на одну полосу, а на мостах и в тоннелях – любое сужение.

К окончанию разгонной полосы или дополнительной полосе данной правило не применяется.

5.2.23. Место завершения отрезка автодороги односторонним движением и начала отрезка с двухсторонним движением обозначается знаком 1.21 "Двустороннее движение" вне зависимости от факта установки знака 5.6, что допустимо, если отрезок с односторонним движением менее 100 метров.

Если отрезок автодороги был помечен знаком 5.5 и завершается Т-образным перекрестком, перекрестком с круговым движением или на площади – знак 1.21 не применяется.

5.2.24. Нерегулируемые пешеходные переходы вне поселений и таковые же в поселениях, при условии видимости на них до 150 метров, обозначаются знаком 1.22 "Пешеходный переход". Переходы, организованные на перекрестках, разрешено не обозначаться.

5.2.25. Отрезки автодорог, на которых есть большой риск появление детей, в том числе в непосредственной близости от детских учреждений, обозначаются знаком 1.23 "Дети". Знак устанавливается перед отрезком автодороги (в поселениях – за 90-100 метров) и, повторно (с табличкой 8.2.1 с указанием протяженности отрезка), в начале такого отрезка (в поселениях – не далее 50 метров от его начала).

5.2.26. Пересечение автодороги с велодорожкой (отмеченной знаком 4.4.) обозначается знаком 1.24 "Пересечение с велосипедной дорожкой". На перекрестках знак не устанавливается.

5.2.27. Отрезки автодорог, на которых ведутся какие-либо работы, обозначаются знаком 1.25 "Дорожные работы", в том числе, если работы ведутся на пешеходной или велосипедной части, если для обхода места работ необходимо выйти на проезжую часть.

Повторный знак размещается в начале отрезка, на котором ведутся работы: в поселениях всегда, вне поселений – при трудностях с объездом данной части автодороги. Началом отрезка считается место, в котором поток транспорта изменяет направление (определяется ограждением, временной разметкой).

Если работы не носят длительный характер, допустимо установить один знак (без таблички 8.1.1) за 10 – 15 метров до места ведения работ.

Если место проведения работ обозначается и другими знаками, знак 1.25 должен первым попасть в поле зрения водителя, за исключением случаев вне поселений, когда применяется знак 6.19.1.

5.2.28. Отрезки автодорог, на которых постоянно есть риск появление крупных домашних животных, в том числе около мест его разведения, помечаются знаком 1.26 "Перегон скота".

5.2.29. Отрезки автодорог, на которых постоянно есть риск появления животных, не одомашненных человеком, включая зоны разведения и сохранения данных животных, обозначаются знаком 1.27 "Дикие животные" с табличкой 8.2.1.

5.2.30. Отрезки автодорог, на которых есть риск обрушения снежных, каменных или грязевых масс, помечаются знаком 1.28 "Падение камней".

5.2.31. Отрезки автодорог, характеризующиеся наличием риска сильного бокового ветра (пролегающих на возвышенностях, узких пространствах и пр.), помечаются знаком 1.29 "Боковой ветер".

5.2.32. Отрезки автодорог, над которыми постоянно осуществляется пролет низколетящего воздушного транспорта, помечаются знаком 1.30 "Низколетящие самолеты".

5.2.33. Если тоннель имеет только естественное освещение или въезд в него нельзя увидеть с расстояния более 150 метров, обозначаются знаком 1.31 "Тоннель". В случае, если при нахождении в одном конце тоннеля, нет возможности увидеть другой его конец – знак сопровождается табличкой 8.2.1.

5.2.34. В случае появления затора на каком-либо отрезке автодороги, на перекрестке, на котором водитель может выбрать путь, ведущий в объезд возникшего затора, размещается знак 1.32 "Затор". Так как затор – временное явление, то для извещения водителей о нем могут быть использованы либо временные знаки, либо знаки нового поколения, способные менять отображаемое на них.

5.2.35. Отрезки автодорог, характеризующиеся наличием на них опасности, для типа которой нет отдельного предупреждающего знака (в соответствии с ГОСТ Р 52290), обозначаются знаком 1.33 "Прочие опасности".

5.2.36. Повороты с малой кривизной, затрудняющей понимание направленности поворота, помечаются знаками 1.34.1 и 1.34.2 "Направление поворота", размещёнными на высоте 1,5-2,0 метра.

На обычном повороте знаки располагаются на внешней стороне поворота на протяжении кривой поворота в количестве более трех с расстановкой не более 20 метров.

При ограниченном пространстве монтажа допустимо использовать знак, содержащий изображение двух стрелками.

На перекрестке с круговым движением размещают знак 1.34.1. Знак монтируется в зоне видимости всех водителей – на центральном островке – и должен быть виден в момент въезда на перекресток. Если перекресток достаточно освещен в любое время суток – знак может отсутствовать.

5.2.37. Развилки автодорог и Т-образные перекрестки, на которых необходимость поворота не является очевидной, помечаются знаком 1.34.3 "Направление поворота", монтируемом выше 1,5, но ниже 2,0 метра. На Т-образных перекрестках знак размещается так, чтобы быть видным водителям, подъехавшим по автодороге, являющейся «ножкой» буквы «Т». На развилках знак размещается в месте ветвления обращены в сторону водителей, для которых есть риск проехать развилку по прямой, не совершив поворота.

При ограниченном пространстве монтажа допустимо размещать знак с двумя стрелками.

5.2.38. Если при ведении каких-либо дорожных работ и связанном с этим перекрытием части автодороги есть необходимость дать четкое указание водителям, в каком направлении должен осуществляться объезд перекрытого участка, на объектах, огораживающих место работ, размещаются знаки 1.34.1-1.34.3.